Продолжаем рассуждать о кризисе и преимуществах днепропетровского региона в посткризисном выживании. В предыдущих статьях мы вкратце обрисовали неизбежность “конца” и наиболее вероятные действия людей, находящихся сейчас во власти, для вытягивания из болота себя и, если повезет, экономики. Сейчас речь пойдет, наконец, о родном Днепропетровском регионе. Попробуем сделать беспристрастный обзор наших достоинств и недостатков, знание которых даст нам, жителям региона, возможность пережить наступающие экономико-социальные катаклизмы с наименьшими потерями. А там, с божьей помощью, и утерянный регионом статус попробуем вернуть.
Начнем с преимуществ, и рассмотрим “историческую” динамику развития города. Исторически у нашего города было три момента бурного роста и выделения среди равных. Царский период, когда воспользовавшись удачным географическим положением - между угольными шахтами Донбасса и Криворожской рудой, а также наличием развитой на тот момент железнодорожной инфраструктурой, Екатеринослав-Днепропетровск взрывными темпами начал развивать металлургическое производство. Второй период, связанный с появлением в нашем городе Южмаша, важнейшего стратегического военного производства бывшего СССР, и третий, когда после развала СССР та самая металлургическая промышленность стала основой появления 3-х из 4-х крупнейших олигархических групп Украины (в эпоху Кучмы). Именно основой, потому как без соответствующего кадрового потенциала такой рост был бы невозможен. Но сталь, и особенно трубы, невероятно ценились в советское время, а потому в Днепропетровске буйно расцвела так называемая “теневая экономика”. Один из бывших зам. директоров завода им. Ленина рассказывал мне бытовавшую тогда присказку, что “на отрицательных допусках завод дает второй план”, - и его всегда расстраивало то, что их явно недооценивали. Так вот, та самая “теневая экономика” СССР подготовила кадры, которые потом, уже в рыночных условиях, были наиболее востребованы. Именно наличие людей, способных работать в новых условиях, создало экономический феномен Днепропетровского региона. Днепропетровск был, и остается кузницей кадров, это первое и очень важное преимущество нашего региона - исторически сложившаяся школа по подготовке экономически и социально активных людей.
Если углубиться в историю более давнюю, то можно узнать, что наш город основали два Императора крупнейших на тот момент европейских империй: сыграло роль крайне выгодное географическое положение, в том числе и потенциальное использование региона, как транзитной территории для грузовых и пассажирских потоков. Мэр Куличенко, говоря об инвестиционных преимуществах Днепропетровска, упомянул про долготу, совпадающую с Иерусалимом, но на наш взгляд лучше бы он вспомнил про широту, которая совпадает с Парижем, то есть область лежит на пути из Китая в Европу, что, учитывая крупнейшую в Украине Приднепровскую ж/д, дает неоспоримое преимущество нашему региону в новых мировых экономических реалиях. Также мы недооцениваем наличие реки, пока недооцениваем, но для развития местных транспортных связей - это большое конкурентное преимущество. Всегда удивляло то, как “донецкие” сравнивают Днепропетровск и свой город : “Очень похож на Донецк, только речка есть”. Вот скоро и настанет время оценить экономические возможности “речки” по заслугам, особенно когда на полную мощность заработает Николаевско-Одесский транспортный узел, имеющий очень важное значение для всего Черноморского региона.
Итак, наша область обладает очень большим транзитно-транспортным потенциалом как в локальных украинских реалиях, так и в глобальных экономических раскладах.
Еще один положительный фактор: достаточное разнообразие сохранившейся промышленности, позволяющее выпускать востребованную продукцию в рамках кратчайших технологических цепочек, пусть менее качественную, но “здесь и сейчас”.
Сельское хозяйство (не зря же Криворожские управленцы назначили нас с/х кластером) развито настолько, что обеспечить самих себя ключевым продуктом: зерном, мы можем не просто хорошо, а с избытком. Помимо глобальных хозяйств существует огромное количество небольших, к тому же у каждого второго нашего жителя есть сад-дача-огород-шесть соток, либо родственники, что-то из перечисленного имеющие. Да и граничат с нами области исторически специализирующиеся на сельском хозяйстве, а значит масштабный голод нам не грозит.
Чтобы проще понять написанное выше, сравним нашу область и Киевскую.
Чем плох, например, Киев, мать городов русских?
- Почти полным отсутствием промышленности: по сути, город зарабатывает на “принятии решений”.
- Заинтересованностью России в отбивании “столичных амбиций”, как основы нынешней и будущей независимости Украины.
- При отсутствии бюджета, как основы вертикали власти, пропадает и смысл в экономико-политическом статусе “столицы”.
- Наличием вокруг областей с тяжелым и не стыкуемым экономическим наследием.
- Отсутствием транзитных возможностей и перспектив.
- Очень большое число жителей Киева - люди, приехавшие в столицу искать счастье и уедут они так же быстро, как и приехали.
Когда произойдет коллапс промышленности и девальвация гривны, привычных методов управления, экономического уклада , то столицей чего будет город Киев? Перспектива превращения из “Понаехавска” в “Кислодрыщинск” для него вполне реальна, тем более, учитывая явное несоответствие амбиций и экономических возможностей последнего в кризисную эпоху. Прибавьте сюда неизбежные инфраструктурные проблемы, например в ЖКХ, а также гипертрофированную “любовь” жителей Украины к столице и станет понятно, что с перспективами там не все в порядке.
“Отдельные недостатки” имеются и у нашего региона, и их много больше, чем хотелось бы. Остановлюсь на главном - массовом непонимании сложившейся ситуации жителями нашего города. И если зомбированное полит- и телеклоунами население еще можно как-то оправдать,то для людей из бизнес-среды не видеть реальное положение вещей просто недопустимо. Еще более недопустимой является попытка убеждать самих себя во временности происходящего. Системная ошибка, на мой взгляд, заключается в том, что ощущая на себе все увеличивающийся пресс власти, многие связывают происходящее либо с конкретными людьми из Партии Регионов, либо с собственно ПР. Неужели так важно, какие олигархи будут править страной в данный период времени? Пора уже понять , что выживание крупного олигархического капитала в кризисный период происходит за счет мелко-среднего бизнеса и населения. А как это происходит технически: через проверяющие и контролирующие органы, через инфраструктурных монополистов из облэнерго или водоканала, находящихся в руках тех же провластных олигархов, или просто с помощью братков - не суть важно. В стране законченного олигархического капитализма нет смысла говорить о развитии, это, как говорится, “полный апофигей”, в котором можно с разной степенью успешности только приостанавливать деградацию. В цивилизационном смысле. Поверьте, прожигая последние заначки для поддержания любимых предприятий “на плаву”, раздавая взятки или запуская предприятия по ночам, скрываясь от проверяющих, вы продлеваете агонию системы, делая как раз то, чего от вас ждут. То же самое касается и населения, с недавних пор ринувшегося в банки кредитоваться, как в старые добрые докризисные времена. В одном крупном банке за месяц! выполнили докризисную квартальную норму кредитования населения на покупку автомобилей. Время еще даст свою оценку этому “пиру во время чумы”,- я же в 101-ый раз напишу о том, что экономическая ситуация “не распогодится”, более того, будет еще хуже, но уже без резервов, запасов и с долгами, отдавать которые придется в еще более тяжелых условиях, чем сейчас. Не могу не отдать должное пиармашине нынешней власти, которая настолько точно расставляет красные флажки для всех нас, добиваясь необходимых решений для себя, что невольно задаешься вопросом - может спасение там, за флажками?
И еще. Общаясь с публикой, добившейся (по их собственному мнению) многого в лихие 90-е годы, я к удивлению для себя обнаруживаю, что в большинстве своем они ждут острой фазы кризиса, как некоего замечательного шанса заработать, воспользовавшись “опытом и знаниями”, накопленными в эпоху бартерных товарообменных операций. Градус бесед о бартерных цепочках представителей “Славянского” или бывших работников “ЕЭСУ” обычно равен объему “принятого на грудь”, но всегда превращается в гипотетические замеры “чьи цепочки были длиннее и эффективнее”, при этом всякий радостно думает про себя, что с его-то опытом и пониманием жизни он точно не пропадет, а даже очень наоборот.
А фигушки.
Опыт и знания вещь замечательная, но есть одно "НО": бартерная цепочка рано или поздно заканчивается выходом в деньги, фиксируя прибыль в условных или безусловных денежных единицах. Капиталист, даже начинающий, всегда ориентирован на получение прибыли, измеряемой в денежном эквиваленте, и это правильно, привычно и понятно, особенно, когда доллар США был мерилом всего, и успеха в частности. А вот потерял доллар свой статус, девальвировался до состояния "дают за него в морду" или вообще канул в лету, а новые денежные эквиваленты еще не раскручены, потому как пока в мире определятся с новым вариантом единой меры стоимости, эмиссионными центрами, контролерами за ними и далее по сценарию любого фильма про апокалипсис - "много воды утечет". Но жить и запускать производственные цепочки в условиях всеобщего недоверия ко всем и всему как-то надо. Единственный выход - замкнутые циклы товарообменных операций. А от них - один шаг к ориентации на замкнутые производственно-потребительские циклы. Те, кто постарше, уже догадались к чему я веду, ведь замкнутость производственных процессов - один из ключевых признаков социалистической экономики. А у нее совсем другие принципы работы, идеи и идеалы. Так что те, кто надеятся на опыт 90-х не то, чтобы недооценивают масштаб бедствия - они не понимают его природу. Образно говоря - они готовы к пожару, а грядет потоп. К тому же работать без света в конце туннеля в виде мечты, коей тогда была западная модель общества потребления, не просто тяжело, а в принципе невозможно.
И как быть с привитой временем концепцией “обмани ближнего своего” или еше одной - выживание сильных за счет слабых? В глобальных экономических катаклизмах самый лучший способ выжить - сплотиться. И не против кого-то, а ради - жизни, Вселенной и вообще. Чтобы остаться человеком.
На этой пафосной ноте можно было бы закончить “кризисный цикл”, тем более сегодня вся редакция отправляется в заслуженный отпуск, но нам еще есть, что сказать - например о том, что по нашему мнению нужно делать людям в сложившихся реалиях. И мы об этом обязательно напишем, когда вернемся.
Семенова Инна