В предыдущей статье мы коротко обрисовали текущую экономическую ситуацию и сопутствующие ей действия власти. Прежде чем перейти к обещанному – обоснованию того, почему у нашего региона есть реальный шанс выжить в кризисном апокалипсисе, мы хотели бы более подробно остановиться на том, чего и почему надо ожидать от власти сейчас и в ближайшем будущем. Итак, рассмотрим основное направление приложения «вертикальных» усилий, то есть экономическую политику.
В общегосударственном аврале действия руководства страны сведутся к одной идее - «Нам бы день простоять да ночь продержаться». Во внешней политике это – сдача любых стратегических возможностей страны в угоду тактических. Если еще конкретнее, – выполнение властью любых, самых бессмысленных и просто вредных пожеланий, рекомендаций и дружеских советов любого государства, международной организации или частного лица, способных своим финансовым ресурсом продлить агонию. Хоть ненадолго.
Внутренняя политика уже всем ясна – выжимание любых денег из любых возможных источников, а если учесть, что к какому-то моменту весь средний и мелкий бизнес будут уже уничтожены , останется последний ресурс – люди. Тому подтверждение – пекущиеся как горячие пирожки Кодексы, на словах упрощающие, а на практике ужесточающие в разы финансовый прессинг на население. По их «высочайшему» мнению истинный капитализм и социальный дарвинизм это одно и тоже, а значит выживание за счет слабейших – населения страны – процесс естественный и нормальный. И если сейчас проблема крупного капитала обозначается всего лишь термином «недополученная прибыль», то что же будет дальше!
Кстати, о владельцах крупного капитала, так называемых «олигархах». Кто-то из них уже догадывается, а кого-то скоро осенит, что собственность, еще вчера приносившая баснословные барыши, превращается в неподъемную финансовую обузу, которую при отсутствии рынков сбыта нужно как-то содержать в надежде на лучшие времена. Грубо говоря, сохранять людской и материальный ресурс из своего кармана. И кто на это пойдет? Значит будет запущен процесс реприватизации - возврат убыточной собственности государству. Скорее всего это будет помпезно обставлено разговорами о торжестве справедливости и возврате народного добра, но суть происходящего можно будет обозначить простейшей схемой - «приватизация доходов, реприватизация расходов». Безусловно, будут существовать экономические объекты, приносящие реальную прибыль. Разборки внутри власти за них создадут дополнительный информационно-отвлекающий фон, но, объективно говоря, таких предприятий будет во-первых мало, а во-вторых они вряд ли смогут обеспечить спокойное и комфортное состояние хотя бы одной финансово-промышленной группировке.
Неспособность нынешней власти не только решать экономические проблемы, но и понимать их суть можно было понять по ее предвыборной компании. Вместо того, чтобы обвинить предыдущие власти в НЕГОТОВНОСТИ СТРАНЫ К КРИЗИСУ, потере времени и отсутствии плана действий по его предотвращению, они взялись рекламировать команду профессионалов, которая приведет к «покращенню життя» уже сегодня. Тем самым не только внушив населению мысль о том, что мировой кризис спроса можно исправить некими реформами внутри нашей страны, но и взяв на себя всю ответственность за результаты этих реформ. Теперь приходится на полную катушку запускать пропагандистскую машину и как в старые добрые времена, глядя в телевизор, все видят исключительно бодрый поток оптимистичной лжи. Если не оглядываться вокруг, то и впрямь все хорошо - удои растут, закрома наполняются и урожайность повышается. Но реальность, хотя бы в виде цен, все равно дает о себе знать и мы приходим к печальному выводу: усилия центральных властей, не подкрепленные пониманием существующих экономических тенденций и направленные на решение тактических задач ведут к бессмысленной трате ресурсов государства, откровенному их прожиганию.
Все это, на фоне постоянно ухудшающейся экономической конъюнктуры, безудержной инфляции издержек, на каком-то этапе, приведет к фактической регионализации экономики Украины, когда экономические связи внутри страны начнут разрываться в пользу их замещения любыми местными возможностями. Просто потому, что «вымывание» денег из экономики в пользу центра, практикуемое патологоанатомами нашего правительства, не может не привести к локализации денежного оборота и бартеризации экономики, а это всегда подразумевает наличие неких подобий клиринговых центров на местах, находящихся в руках наиболее оборотистых и сильных местных группировок. Другого пути выживания у них просто нет.
Не стоит думать, что центральная власть будет сидеть сложа руки и молчаливо это одобрять. Будет сделана привычная ставка на силовое решение проблем, но в условиях сокращения централизованного бюджетного финансирования силовых структур они неминуемо перейдут на «местный бюджет», что сильно сократит влияние Киева. В этой ситуации центральной властью будут усиленно создаваться спецподразделения со спецвозможностями, спецправами и полномочиями – путь привычный и давно хоженый. Добавим сюда возможность усиленной ротации руководства областями и исторически сложившейся страх перед центром, плюс инерция мышления населения. Все это даст возможность Киеву заморозить ситуацию до положения - «ждем буйных» или ожидания некоего внешнего толчка. Трудно предполагать как долго подобное продлится и что именно станет спусковым крючком развала существующей системы, но рискну сделать ставку именно на воздействие внешней геополитической силы.
О предполагаемых интересах каждого геополитического игрока по отношению к Украине мы напишем позднее, в отдельной статье, сейчас просто зафиксируем мысль о том, что в нынешней экономико-политической ситуации переформатирование страны неизбежно. Ибо верхи не могут, низы не хотят и есть внешние силы, рассматривающие Украину как ресурс или аргумент в своих геополитических играх.
Теперь попробуем определить регионы, имеющие больше других экономических, людских, природных (в ресурсном понимании) возможностей преуспеть в ситуации развивающегося экономического кризиса, в сравнении с другими. Исходя из наших критериев отбора, мы предполагаем, что произойдет выделение двух-трех относительно самодостаточных региона, которые смогут предложить востребованную в новых условиях продукцию и услуги, и имеющих наибольшие шансы для экономического роста в посткризисном мире. Об этих регионах, критериях отбора с точки зрения новой экономической реальности читайте в следующей части статьи.
Семенова Инна