Сегодня, 21 января в Днепропетровске начала работу Вторая Международная «Киноассамблея на Днепре», посвященная современному документальному кино.
Об этом на пресс-конференции рассказали руководитель Центра православной культуры «Лествица», заслуженный работник культуры Украины, исполнительный директор ассамблеи Игорь Собко, главный режиссер телеканала «Культура» Сергей Головецкий (Москва, Россия), а также режиссеры Александр Столяров (Киев), Александр Куприн (Москва, Россия), Галина Адамович (Минск, Беларусь) и Александр Киселев (Санкт-Петербург, Россия).
Игорь Собко указал: «Это - уже вторая «Киноассамблея на Днепре». И мы стараемся с помощью друзей - режиссеров показать у нас в Днепропетровске настоящее документальное кино. Именно то кино, которое, прежде всего, поможет человеку просветить ум и сердце.
Это - не только православное кино. Но все представленные картины будут рассказывать о самых высших человеческих ценностях, окружающих нас и данных нам даром божьим.
Прекрасно, что на этой киноассамблее присутствуют гости - интереснейшие режиссеры, каждый их которых имеет свой почерк, стиль, киноязык. Думаю, зрители это обязательно оценят.
Проходить она будет в кинотеатре «Правда-Кино» три дня, с 21 по 23 января. Сегодня, 21 января, ее открытие в 19:00. А уже завтра, с 12:00 по 16:00, будут показы фильмов и общение с режиссерами. А в 18:00 состоится показ фильма Сергея Параджанова «Легенда Сурамской крепости», который снимал кинооператор Юрий Клименко. Он будет присутствовать на показе, и с ним можно будет пообщаться. И 23 января, с 12:00 до 16:00, также будет идти показ фильмов и общение с режиссерами».
Александр Столяров подчеркнул: «Вашему городу очень повезло. Лучший сборник документальных фильмов будет показан именно днепропетровской публике. Вы увидите работу блестящего режиссера Александра Киселева - настоящая, высокая, духовная мужская документалистика.
Будет показан настоящий шедевр - фильм о писателе Андрее Битове Сергея Головецкого.
Вы увидите удивительно тонкое документальное кино не только Украины или России, а всего бывшего СССР.
Это будет настоящий праздник, поскольку ни одному украинскому городу такие «сливки» кинодокументалистики собирать еще не удавалось».
Галина Адамович считает: «Я с удовольствием принимаю участие в этом кинофоруме, потому что я знаю практически всех представленных кинодокументалистов. А это - категория людей, с которым можно смело отправляться в любую поездку, в любое приключение, все будет хорошо и интересно.
И, кроме всего прочего, это - часть моей профессии. Одно дело снять и смонтировать кино. И совсем другое - показ кино и наблюдение за реакцией на твою работу зрителей. А сегодня документалистам очень не хватает обратной связи со зрителем.
Кино, как любая творческая работа, забирает очень много сил, не только духовных, но и физических. А надо получать и что-то от зрителей, их эмоции, их сопереживание героям твоей ленты. А иначе, как на таких вот форумах, такой живой реакции получить не возможно.
На ассамблею я привезла совершенно новое кино «Инокиня», работу над которым наша группа закончила буквально недели три назад, перед самым Новым годом».
Александр Киселев рассказал о своем видении проблем современной кинодокументалистики: «Я не знаю, как обстоит дело с кинодокументалистикой в Украине, но у нас в России с этим есть достаточно серьезные проблемы. Более того, были у меня в жизни несколько раз периоды, когда я думал вообще перестать снимать документальное кино, поскольку считал, что оно уже не очень-то и нужно людям. А многие каналы телевидения документальное кино вообще не особо хотят показывать. У них есть такой тонкий вариант отказа: «Фильм великолепный, но он не в формате». Что такое «формат» я до сих пор понять не могу.
Но необычайно приятно, когда есть кому кино показать. У меня лично были случаи, когда я возил на европейские фестивали кинодокументалистики свои фильмы, и там в залах народу всегда полно. Не только на моих лентах, на любых. Но в России собрать зал на такой фильм чрезвычайно трудно.
Поэтому каждый выход на зрителя для нас, режиссеров - документалистов, действительно большой праздник».
Александр Куприн сказал: «Судя потому, что на ассамблее представлено много российских режиссеров, то отклик на наши работы в Украине достаточно большой. Мне трудно говорить об украинской аудитории, хотя у меня много родственников живет в вашей стране.
Но могу сказать, что многие ваши телеканалы с удовольствием показывают российское документальное кино, при том, что в России, как говорил Александр Киселев, с этим очень туго. Мы, документалисты России, сейчас думаем над созданием альтернативного проката документального кино. А такие форумы, как ваш днепропетровский, и есть один из вариантов альтернативного проката.
Я на форуме представляю совершенно телевизионный фильм, то есть, то, что абсолютно «в формате». Это - небольшой сериал о православных святых. И мне очень интересно, как откликнется украинская аудитория на эту работу».
Сергей Головецкий как бы подытожил все предыдущие выступления: «В Днепропетровске я впервые, хотя все мое детство прошло на Днепре, в Могилеве. И рад снова увидеть свою родную реку.
Сейчас в мире возрождается интерес ко всему, что описывается выражением «нон фикшн». А в документалистике ничего придумать нельзя. Там все основано на документальных фактах.
В советское время у нас был очень высокий потенциал документального кино. А у документального кино высок потенциал к объединению людей. И все, что может людей объединить, уже благо.
Беда в другом. Телевидение дает возможность выхода документального кино на миллионные аудитории. Но «рулят» на телеканалах люди, далекие от документалистики. Эти люди в основном работали с информацией, более того - в пространстве политтехнологий. Так они и документальное кино пытаются превратить в инструмент манипуляций сознанием зрителей. В результате документалисты оттеснены на периферию процесса.
Но обратный процесс уже пошел. И надобность в профессионалах растет. Можно привести такую аналогию: разогнали филармонию. Музыканты разбежались выживать, кто как может. Кто-то устроился играть «Мурку» на крутых свадьбах. А им для такого творчества хватает и игры двумя пальцами.
Теперь настало время разжимать кулак и играть всеми пальцами сразу. И дело в том, что на это оказались способны лишь те, кто не играл «Мурку» по свадьбам. А люди, игравшие на свадьбах двумя пальцами, уже ничего, кроме «Мурки», играть не могут. А люди уже снова требуют классики, не модерновых выкрутасов, а старой доброй проверенной временем классики.
Вот и в документальном кино та же самая ситуация сегодня. И такая ассамблея для меня прежде всего контакт со зрителем, которого в России я практически лишен. Нас, документалистов, дома в России сейчас меряют рейтингами. Что такое «рейтинг», кто его считает?
Как- то разговаривал я со своим коллегой. И мы обсуждали ролики, крутящиеся в Интернете. Он говорит: «Вот этот имеет 4000 показов в месяц, а этот - 7000». Я ему говорю: «Знаешь, я вот выложил документальный фильм своего коллеги об Алине Кабаевой. Так его за месяц просмотрело больше 14 тысяч человек. Это - рейтинг или нет?». А он мне отвечает: «Серега, рейтинг любого порноролика - еще справа три нолика! Это, чтоб ты понял, что такое рейтинг».
Поэтому рейтинги - величины дутые. Куда важнее живая реакция зрителей. Чтобы был с ними диалог, поскольку мы иногда не понимаем, что действительно хочет зритель. Между нами поставили посредника, который обманывает и нас, и зрителей. Нам говорится, что зритель хочет того-то, а зрителю подсовывает что-то другое и говорит: «Смотрите сюда, вот это и есть то, что вам надо!».
Поэтому на таких форумах у нас всех есть возможность увидеть друг друга. Мы предложим зрителям свои ленты, а он нам скажет: хороши они или плохи, и куда нам дальше двигаться.
Это - прекрасно, и хороших всем нам просмотров кино!».